Вторник, 23.09.2014, 16:47
Вторник, 23.09.2014, 16:47


 
Поиск
Меню сайта

Занятие "Рукавички"

Занятие  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

 

Проводилось во 2 «В» классе (кл.рук. – Викторова Мария Семёновна) 15 марта 2011 г.

 

    Занятие направлено на развитие коммуникативных действий, необходимых для организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

 

    Не секрет, что умение работать в коллективе, сотрудничать, приходить к консенсусу является в наше время не менее важным, чем умение учиться, самостоятельно добывать знания.

Всё большую значимость приобретает личное мнение ребёнка, его позиция, интерес. При этом слышать друг друга, находясь в большом коллективе, без вмешательства учителя дети не привыкли.

 

    Предложенное задание позволяет потренироваться согласовывать интересы друг друга и усилия в процессе совместной деятельности, осуществлять сотрудничество.

 

Описание задания:

·         Учащиеся работали в классе парами.

·         Детям, сидящим парами, мы давали по одному изображению рукавички и просили украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

·         Учащимся давалась следующая инструкция:

·         «Ребята, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

·         Каждая пара учеников получала изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

 

Критериями оценивания для нас были:

·         продуктивность совместной деятельности, которая оценивалась по степени сходства узоров на рукавичках;

·         умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

·         взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

·         взаимопомощь по ходу рисования,

·         эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 

Результаты:

Большинство рукавичек были украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.  

 

 

Часть класса выполнила задание на среднем уровне: в их рукавичках наблюдалось сходство узора, но оно было частичным – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) не совпадали, или имели заметные отличия. Ошибки такого рода говорят о  недостаточном взаимном контроле ребят и\или нехватке продуктивности (умения довести замысел до состояния готовности, спланировать свои действия).

 

 

В некоторых случаях в узорах явно преобладали различия; дети действовали отдельно, не пытались договориться или не могли придти к согласию, настаивая на своем.

Это обнажило некоторые проблемы класса.

·   В одном из случаев, затруднения были вызваны гендерными различиями, что говорит об отсутствии или нехватке опыта взаимодействия ребят с учащимися противоположного пола, отсутствии подобной классной нормы общения, акцента на ценности различий.

·   В другом случае, неумение договориться было связано с трудностями коммуникации отдельных учащихся в классе, эмоциональной неготовностью к подобной работе.

Однако проблемы, выделенные нами, носят корректируемый характер. Уже в процессе занятия обеим парам удалось договориться и «сойтись» на определённой тематике рисунка и его деталях. Это очень важный опыт преодоления несогласия.

 

  

Мы привели не все работы учащихся 2 «В». Если Вы родитель или учитель и Вас интересуют индивидуальные сведения о работе ребёнка и рекомендации по коррекции, их можно получить, обратившись к нам в разделе «Вопросы психологам» или непосредственно в кабинете 301 в школе в часы приёма.